Приложение №8
Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий. Модель
сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой системы
условий реализации основной образовательной программы
Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий
Создание системы условий требует и создания определѐнного механизма по
достижению целевых ориентиров.
Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации
основной образовательной программы образовательной организации должно быть
создание и поддержание комфортной развивающей образовательной среды, адекватной
задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального),
коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.
Созданные
в
образовательной
организации,
реализующей
основную
образовательную программу начального общего образования, условия должны:
– соответствовать требованиям ФГОС;
– гарантировать сохранность и укрепление физического, психологического и
социального здоровья обучающихся;
– обеспечивать
реализацию
основной
образовательной
программы
образовательной организации и достижение планируемых результатов ее освоения;
– учитывать особенности образовательной организации, его организационную
структуру, запросы участников образовательной деятельности;
– предоставлять возможность взаимодействия с социальными партнерами,
использования ресурсов социума.
Раздел основной образовательной программы образовательной организации,
характеризующий систему условий, должен содержать:
– описаниекадровых,
психологопедагогических,
финансовых,
материальнотехнических, информационнометодических условий и ресурсов;
– обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с
целями и приоритетами основной образовательной программы начального общего
образования образовательной организации;
– механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
– сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы
условий;
– систему мониторинга и оценки условий.
Описание системы условий реализации основной образовательной программы
образовательной организации должно базироваться на результатах проведенной в ходе
разработки программы комплексной аналитикообобщающей и прогностической работы,
включающей:
– анализ имеющихся в образовательной организации условий и ресурсов
реализации основной образовательной программы начального общего образования;
– установление степени их соответствия требованиям ФГОС, а также целям и
задачам основной образовательной программы образовательной организации,
сформированным с учетом потребностей всех участников образовательной деятельности;
– выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в
имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями ФГОС;
– разработку с привлечением всех участников образовательной деятельности и
возможных партнеров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий;
– разработку сетевого графика (дорожной карты) создания необходимой системы
условий;
– разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации
промежуточных этапов разработанного графика (дорожной карты).
Управленческие шаги
1. Анализ системы условий
существующих в школе
2. Составление сетевого
графика (дорожной карты) по
созданию системы условий
1. Создание организационной
структуры по контролю за
ходом изменения системы
условий реализации ООП
СОО.
2. Отработка механизмов
взаимодействия между
участниками
образовательного процесса.
3. Проведение различного
уровня совещаний, собраний
по реализации данной
программы.
4. Разработка системы
мотивации и стимулирования
педагогов, показывающих
высокое качество знаний,
Задачи
Результат
Механизм «ПЛАНИРОВАНИЕ»
Определение исходного уровня.
Написание программы «Система
Определение параметров для необходимых изменений.
условий реализации основной
образовательной программы в
соответствии с требованиями
Стандарта»
Наметить конкретные сроки и ответственных лиц за
Написание программы «Система
создание необходимых условий реализации ООП СОО
условий реализации основной
образовательной программы в
соответствии с требованиями
Стандарта»
Механизм «ОРГАНИЗАЦИЯ»
1. Распределение полномочий в рабочей группе по
Эффективный контроль за ходом
мониторингу создания системы условий.
реализации программы «Система
условий реализации основной
образовательной программы в
соответствии с требованиями
Стандарта»
1. Создание конкретных механизмов взаимодействия, Создание комфортной среды в
обратной связи между участниками образовательного школе, как для учащихся, так и
процесса.
педагогов.
1. Учѐт мнения всех участников образовательного
процесса.
2. Обеспечение доступности и открытости,
привлекательности школы.
1. Создание благоприятной мотивационной среды для
реализации образовательной программы
Ответственные
Администрация
школы
Администрация
школы
Директор
школы
Администрация
школы
Достижение высокого качества
образования, предоставляемых
услуг.
Администрация
школы
Профессиональный и творческий
рост педагогов и учащихся.
Администрация
школы
добившихся полной
реализации ООП СОО
1. Выполнение сетевого
графика по созданию системы
условий через чѐткое
распределение обязанностей
по контролю между
участниками рабочей группы.
Механизм «КОНТРОЛЬ»
Создание эффективной системы контроля
Достижение необходимых
изменений, выполнение
нормативных требований по
созданию системы условий
реализации ООП СОО.
Рабочая группа
по введению
ФГОС.
Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой системы
условий реализации основной образовательной программы
Направление мероприятий Мероприятия
I. Нормативное
обеспечение введения
Стандарта
1. Внесение изменений и дополнений в
Устав образовательного учреждения
2. Разработка на основе примерной
основной образовательной программы
начального общего образования основной
образовательной программы
образовательного учреждения
3. Утверждение основной образовательной
программы образовательного учреждения
4. Обеспечение соответствия нормативной
базы школы требованиям Стандарта
5. Приведение должностных инструкций
работников образовательного учреждения в
соответствие с требованиями Стандарта и
тарифно-квалификационными
характеристиками
6 Разработка и утверждение плана-графика
введения Стандарта
7. Определение списка учебников и учебных
пособий, используемых в образовательном
процессе в соответствии со Стандартом
8. Разработка локальных актов,
устанавливающих требования к различным
объектам инфраструктуры образовательного
учреждения с учѐтом требований к
минимальной оснащѐнности учебного
процесса (например, положений о
культурно- досуговом центре,
информационно-библиотечном центре,
физкультурно-оздоровительном центре,
учебном кабинете и др.)
9. Разработка:
— образовательных программ
(индивидуальных и др.);
— учебного плана;
— рабочих программ учебных предметов,
курсов, дисциплин, модулей;
— годового календарного учебного графика;
— положения о внеурочной деятельности
обучающихся;
— положения об организации текущей и
итоговой оценки достижения
обучающимися планируемых результатов
освоения основной образовательной
программы.
Сроки
реализации
1 раз в 5 лет
Ежегодно в
мае
Ежегодно, в
августе на
педсовете
Ежегодно
Ежегодно к
1 сентября
Ежегодно к
1 сентября
Ежегодно в
апреле
Ежегодно
Ежегодно в
мае
II. Финансовое
обеспечение введения
Стандарта
III. Организационное
обеспечение введения
Стандарта
IV. Кадровое обеспечение
введения Стандарта
V. Информационное
обеспечение введения
Стандарта
1. Определение объѐма расходов,
необходимых для реализации ООП и
достижения планируемых результатов, а
также механизма их формирования
2. Разработка локальных актов (внесение
изменений в них), регламентирующих
установление заработной платы работников
образовательного учреждения, в том числе
стимулирующих надбавок и доплат, порядка
и размеров премирования
3. Заключение дополнительных соглашений
к трудовому договору с педагогическими
работниками
1. Обеспечение координации деятельности
субъектов образовательного процесса,
организационных структур учреждения по
подготовке и введению Стандарта
2. Разработка модели организации
образовательного процесса
3. Разработка и реализация моделей
взаимодействия учреждений общего
образования и дополнительного образования
детей, обеспечивающих организацию
внеурочной деятельности
4. Разработка и реализация системы
мониторинга образовательных потребностей
обучающихся и родителей по
использованию часов вариативной части
учебного плана и внеурочной деятельности
1. Анализ кадрового обеспечения введения и
реализации Стандарта
2. Создание (корректировка) плана-графика
повышения квалификации педагогических и
руководящих работников образовательного
учреждения в связи с введением Стандарта
3. Разработка (корректировка) плана научнометодической работы (внутришкольного
повышения квалификации) с ориентацией на
проблемы введения Стандарта
1. Размещение на сайте ОУ
информационных материалов о введении
Стандарта
2. Широкое информирование родительской
общественности о подготовке к введению
новых стандартов и порядке перехода на них
3. Организация изучения общественного
мнения по вопросам введения новых
стандартов и внесения дополнений в
содержание ООП
4. Реализация деятельности сетевого
комплекса информационного
взаимодействия по вопросам введения
Стандарта
5. Обеспечение публичной отчѐтности ОУ о
ходе и результатах введения Стандарта
6. Разработка рекомендаций для
педагогических работников:
— по организации внеурочной деятельности
обучающихся;
— по организации текущей и итоговой
оценки достижения планируемых
результатов;
— по использованию ресурсов времени для
организации домашней работы
обучающихся;
— по использованию интерактивных
технологий.
VI. Материальнотехническое обеспечение
введения Стандарта
1. Анализ материально-технического
обеспечения введения и реализации
Стандарта основного общего образования
2. Обеспечение соответствия материальнотехнической базы ОУ требованиям
Стандарта
3. Обеспечение соответствия санитарногигиенических условий требованиям
Стандарта
4. Обеспечение соответствия условий
реализации ООП противопожарным нормам,
нормам охраны труда работников
образовательного учреждения
5. Обеспечение соответствия
информационно-образовательной среды
требованиям Стандарта
6. Обеспечение укомплектованности
библиотечно-информационного центра
печатными и электронными
образовательными ресурсами:
7. Наличие доступа ОУ к электронным
образовательным ресурсам (ЭОР),
размещѐнным в федеральных и
региональных базах данных
8. Обеспечение контролируемого доступа
участников образовательного процесса к
информационным образовательным
ресурсам в Интернете
Контроль за состоянием системы условий.
Система контроля – «важнейший инструмент» управления, роль которого с
каждым годом возрастает, особенно в связи с введением ФГОС.
Для обеспечения эффективности реализации инноваций такого масштаба, как
ФГОС и НСОТ, необходимы анализ и совершенствование существующей в нашей школе
системы ВШК с учетом новых требований, как к результатам, так и к процессу их
получения.
Работа по федеральному государственному образовательному стандарту основного
общего образования (ФГОС СОО) требует дополнить перечень традиционных
контрольных действий новыми, позволяющими охватить все аспекты деятельности
образовательного учреждения в условиях введения ФГОС СОО. Одним из таких
контрольных действий является организация мониторинга за сформированностью условий
реализации ООП СОО. Мониторинг позволяет оценить ход выполнения программы,
увидеть отклонения от запланированных результатов, внести необходимые коррективы в
реализацию программы и в конечном итоге достигнуть необходимые результаты. Поэтому
контроль за стоянием системы условий включает в себя следующие направления:
мониторинг системы условий по определѐнным индикаторам;
внесение необходимых корректив в систему условий (внесение изменений и
дополнений в программу);
принятие управленческих решений (издание необходимых приказов);
аналитическая деятельности по оценке достигнутых результатов
(аналитические отчѐты, выступления перед участниками образовательного
процесса, публичный отчѐт, размещение информации на школьном сайте).
Мониторинг системы условий
Критерий
Кадровый
потенциал
Санитарногигиеническое
благополучие
образовательной
среды
Финансовые
условия
Информационнотехническое
Индикатор
Периодичность Ответственный
Наличие педагогов,
На начало и
Заместитель
способных реализовывать
конец учебного
директора по
ООП (по квалификации, по
года
УР
опыту, повышение
квалификации, наличие
званий, победители
профессиональных
конкурсов, участие в
проектах, грантах и т.п.)
Соответствие условий
на начало
Заместители
физического воспитания
учебного года
директора
гигиеническим требованиям,
наличие динамического
расписания учебных
занятий, учебный план,
учитывающий разные формы
учебной деятельности и
полидеятельностное
пространство; состояние
ежемесячно
здоровья учащихся;
обеспеченность горячим
питанием.
Ежемесячные и
Гл. бухгалтер
Выполнение нормативных
ежеквартальные
государственных требований
отчѐты
Обоснованное и
Отчѐт 1 раз в
Заместитель
эффективное использование
директора по
обеспечение
образовательного
процесса
Правовое
обеспечение
реализации ООП
Материальнотехническое
обеспечение
образовательного
процесса
Учебнометодическое
обеспечение
образовательного
процесса
информационной среды
(ЭОР, цифровых
образовательных ресурсов,
владение педагогами ИКТтехнологиями) в
образовательном процессе.
Регулярное обновление
школьного сайта
Наличие локальных
нормативно-правовых актов
и их использование всеми
субъектами
образовательного процесса
Обоснованность
использования помещений и
оборудования для
реализации ООП (оценка
состояния и готовности
кабинетов)
Обоснование использования
списка учебников для
реализации задач ООП;
наличие и оптимальность
других учебных и
дидактических материалов,
включая цифровые
образовательные ресурсы,
частота их использования
учащимися на
индивидуальном уровне
год
Минимум 2
раза в месяц
УР, учителя
Заместитель
директора,
учитель
информатики
Отчѐты в УО и
Директор
школы
январь, август
Директор
школы, рабочая
группа
Заказ учебников
– февраль,
обеспеченность
учебниками –
сентябрь
Библиотекарь
Перечень
дидактического
материала на
начало уч. года
Заместитель
директора,