УСТАВ МБОУ "СОШ № 2 а. Псыж имени С.Х. Гонова"

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №2 а.Псыж им. С.Х.Гонова» (далее по тексту –
Учреждение) создано администрацией Абазинского муниципального района КарачаевоЧеркесской Республики на основании Постановления администрации Абазинского

муниципального района от 08.10.2021г. №436 путём изменения типа,
существующего муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №2 а.Псыж им. С.Х.Гонова»
1.2. Полное наименование Учреждения – муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 а.Псыж
им. С.Х.Гонова».
Сокращенное наименование Учреждения: МБОУ «СОШ №2 а.Псыж им.
С.Х.Гонова»
1.3. По типу реализуемых основных образовательных программ Учреждение
является общеобразовательным учреждением, осуществляющей на основании лицензии
образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с
целями, ради достижения которых создана.
1.4. Организационно-правовая форма: бюджетное учреждение.
1.5. Учреждение является некоммерческой организацией и не ставит извлечение
прибыли основной целью своей деятельности.
1.6. Учредителем Учреждения является администрация Абазинского
муниципального района (далее - Учредитель).
1.7. Собственником имущества, закрепленного за Учреждением, является
администрация Абазинского муниципального района (далее - Собственник).
1.8. Местонахождения Учреждения: 369111, Карачаево-Черкесская Республика,
Абазинский район, аул Псыж, улица Кунижева, №259. По данному адресу расположен
исполнительный орган – Директор.
Место хранения документов и почтовый адрес: 369111, Карачаево-Черкесская
Республика, Абазинский район, аул Псыж, улица Кунижева, №259.
1.9. Учреждение может иметь филиалы, которые проходят регистрацию по
фактическому адресу. Лицензирование и государственная аккредитация этих филиалов
осуществляется в порядке, установленном для образовательного учреждения.
В соответствии с законодательством Российской Федерации они действуют на
основании утвержденного директором Учреждения положения.
Руководители филиалов назначаются директором Учреждения и действуют на
основании доверенности.
1.10. Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество,
самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые, в соответствии с Бюджетным
Кодексом РФ. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные
и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в
соответствии с федеральными законами. Учреждение имеет круглую печать,
содержащую полное название организации на русском языке, ее местонахождение и
логотип, штамп и бланки со своим полным наименованием; вправе иметь иные печати,
штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в
установленном порядке эмблему и (или) логотип.
2

Порядок учета, хранения и использования печатей и штампов Учреждения
установлен Положением о порядке учета, хранения и использования печатей и штампов
в МБОУ «СОШ №2 а.Псыж им.С,Х.Гонова».
1.11.
Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации», иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, нормативными актами Карачаево-Черкесской Республики, Администрации
Абазинского муниципального района, локальными актами Учредителя и настоящим
Уставом, утвержденным в порядке, установленном действующим законодательством, ее
Учредителем.
1.12. Учреждение проходит лицензирование и государственную аккредитацию в
порядке, установленном федеральным законодательством.
1.13. Учреждение самостоятельна в формировании своей структуры, может
иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие
осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности
реализуемых образовательных программ, форм обучения и режима пребывания
учащихся. Структурные подразделения Учреждения не являются юридическими лицами
и действуют на основании Устава и положения о соответствующем структурном
подразделении, утвержденного Директором Учреждения.
1.14. Учреждение включает в себя структурное подразделение:
структурное подразделение Центр образования цифрового и гуманитарного
профилей «Точка роста» (далее-Центр).
1.15. По инициативе обучающихся в Учреждении могут создаваться детские
общественные объединения.
1.16. В Учреждении не допускается создание и деятельность организационных
структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и
организаций (объединений). Принуждение учащихся к вступлению в общественные
объединения, в том числе - в политические партии, а также принудительное привлечение
их к деятельности этих объединений, участию в агитационных кампаниях и
политических акциях не допускается.
2. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1.
Предметом
деятельности
Учреждения
является
реализация
конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного
и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в
интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления
здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в
том числе возможности удовлетворения потребности учащихся в самообразовании и
получении дополнительного образования.
2.2. Деятельность Учреждения основывается на принципах демократии,
гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и
здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и
светского характера образования.
2.3. Основной целью деятельности Учреждения является образовательная
3

деятельность по образовательным программам:
 начального общего образования;
 основного общего образования;
 среднего общего образования.
2.4. Основные виды деятельности, реализуемые Учреждением:
 образование начальное общее;
 образование основное общее;
 образование среднее общее.
2.5. Перечень видов деятельности, которые Учреждение вправе осуществлять в
соответствии с целями, для достижения которых она создана:
 реализация программ дошкольного образования;
 реализация дополнительных общеразвивающих программ;
 реализация дополнительных предпрофессиональных программ;
 организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время;
 организация питания детей;
 предоставление специальных условий обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов; реализация адаптированных программ;
 индивидуальное обучение на дому и в медицинских организациях;
 обучение по индивидуальному учебному плану;
 предоставление психолого-педагогической, доврачебной и социальной
помощи;
 организация работы по присмотру и уходу за детьми в рамках школы
полного дня, лагеря дневного пребывания;
 проведение промежуточной и итоговой аттестации для экстернов;
 другие незапрещенные законодательством Российской Федерации виды
деятельности.
2.6. Право осуществления образовательной деятельности и льготы,
предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у Учреждения
с момента получения ею соответствующей лицензии.
2.7. Муниципальное задание для Учреждения, в соответствии с
предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности, формирует и
утверждает Учредитель. Учреждение не вправе отказаться от его выполнения.
Учреждение вправе сверх установленного муниципального задания выполнять работы,
оказывать услуги, относящиеся к ее основным видам деятельности для граждан и
юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Порядок определения указанной платы устанавливается Учредителем, если иное не
предусмотрено федеральными законами.
2.8. Учреждение вправе осуществлять виды деятельности, в том числе
приносящие доход, не относящиеся к основным, лишь постольку, поскольку это служит
достижению целей, ради которых она создана. Доход от оказания платных услуг
используется Учреждением в соответствии с уставными целями.
2.9. Учреждение вправе осуществлять следующие виды деятельности,
реализуемые на платной основе (в качестве приносящей доход деятельности):
4


организация питания учащихся за счет средств родителей (законных
представителей) и работников Учреждения;

сдача в аренду недвижимого имущества (с согласия Собственника) при
условии, если данная услуга не ухудшает условия образовательного процесса, о чем
должно свидетельствовать экспертное заключение по оценке последствий договора
аренды;

оказание дополнительных платных услуг населению в электронном
документообороте: оказание непосредственной услуги по работе с документами;

оказание услуг по организации досуговой, оздоровительной деятельности,
массовых мероприятий общественно-культурного, спортивного назначения;

проведение консультаций, лекций, семинаров, конференций по вопросам,
относящимся к компетенции Учреждения;

подготовка, издание, распространение (за исключением розничной
торговли) научной и учебно-методической литературы, иных изданий, связанных с
дополнительным образованием;

подбор, систематизация, тиражирование и распространение нормативносправочных и иных документов и материалов, в том числе на периодической основе;
осуществление прочих видов издательской деятельности;

осуществление экспертизы программ, проектов, рекомендаций, методик,
других документов и материалов по профилю работы Учреждения;

проведение психологической диагностики, тестирования, консультаций
логопеда, психолога, дефектолога для обучающихся и воспитанников иных
образовательных учреждений;

организация различного рода курсов, семинаров, лекций, консультаций для
населения;

организация и проведение ярмарок ремесел;

организация информационного обеспечения;

образование в области спорта и отдыха;
 образование в области культуры;
 услуги по дневному уходу за детьми;
 деятельность библиотек и архивов;
 деятельность спортивных объектов;
 деятельность спортивных клубов.
Указанные услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках образовательной
деятельности, финансируемой за счет субсидий, предоставляемых из бюджета на
выполнение муниципального задания.
2.10. Виды деятельности, требующие в соответствии с законодательством РФ
лицензирования,
могут
осуществляться
Учреждением
после
получения
соответствующей лицензии. Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности,
приносящей доход, оказывать платные услуги и работы, не указанные в настоящем
разделе Устава.
2.11. Образовательная деятельность в Учреждении осуществляется на
государственном языке Российской Федерации.
5

2.12. Учреждение создает необходимые условия для работы подразделений
организаций общественного питания и медицинских учреждений, осуществляет
контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников.
Организация первичной медико-санитарной помощи учащимся в Учреждении
осуществляется закрепленным за Учреждением медицинским персоналом, который
наряду с администрацией Учреждения несет ответственность за проведение
профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий. Учреждение
безвозмездно предоставляет медицинской организации помещение, соответствующее
условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности. Учреждение в
пределах своей компетенции создает условия для охраны здоровья учащихся,
обеспечивает:
 текущий контроль за состоянием здоровья учащихся;
 проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных
мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в
Российской Федерации;
 соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов;
 расследование и учет несчастных случаев с учащимися во время пребывания
в Учреждении.
2.13. Организация питания возлагается на администрацию. В Учреждении
оборудуются помещения для питания учащихся, соответствующие гигиеническим и
строительным нормам.
2.14. Учреждение в установленном порядке при наличии необходимых
материально-технических условий и кадрового обеспечения (в пределах выделенных
средств) может открывать группы кратковременного пребывания детей, лагерь дневного
пребывания.
2.15. При реализации дополнительных образовательных программ деятельность
учащихся осуществляется в различных объединениях по интересам (клубах, секциях,
группах, кружках, студиях, ансамбле, театре). Организация образовательного процесса
дополнительного образования детей предусматривает возможность участия родителей
(законных представителей) учащихся в работе объединений с согласия педагога
дополнительного образования и без включения их в списочный состав объединений.
3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Содержание образования в Учреждении определяется образовательными
программами,
утверждаемыми
Учреждением
самостоятельно.
Основные
образовательные программы в Учреждении разрабатываются на основе
соответствующих примерных основных образовательных программ и обеспечивают
достижение учащимися результатов освоения основных образовательных программ,
установленных
соответствующими
федеральными
государственными
образовательными стандартами.
Учреждение реализует следующие основные общеобразовательные программы:
 начального общего образования;
 основного общего образования;
 среднего общего образования.
6

3.1.1. Образовательные программы начального общего, основного общего и
среднего общего образования являются преемственными.
3.1.2. Начальное общее образование направлено на формирование личности
учащегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и
умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными
навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими
навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и
здорового образа жизни).
3.1.3. Основное общее образование направлено на становление и формирование
личности учащегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и
здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического
общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации,
навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов,
способности к социальному самоопределению).
3.1.4. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и
формирование личности учащегося, развитие интереса к познанию и творческих
способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной
деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания
среднего общего образования, подготовку учащегося к жизни в обществе,
самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу
профессиональной деятельности.
3.1.5. Организация образовательной деятельности по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования с
учетом образовательных потребностей, и интересов учащихся, может быть основана на
дифференциации содержания, обеспечивающей углубленное изучение отдельных
учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной
программы (профильное обучение).
3.1.6. Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в
Учреждение для получения основного общего и среднего общего образования с
углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения
допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта
Российской Федерации.
3.1.7. При освоении программ среднего общего образования учащиеся мужского
пола проходят подготовку по основам военной службы в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом среднего общего образования.
Подготовка учащихся мужского пола по основам военной службы
предусматривает проведение с ними учебных сборов.
3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с
ограниченными
возможностями
здоровья
определяются
адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида; создаются специальные условия для получения
образования указанными обучающимися. Общеобразовательная организация
осуществляет образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.
7

Для осуществления указанной деятельности в Учреждении создаются
специальные условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание
организации, осуществляющей образовательную деятельность, и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
3.3. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может
быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах
или группах.
3.4. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее
образование являются обязательными уровнями образования. Учащиеся, не освоившие
основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего
образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному
учащемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если
соответствующее образование не было получено им ранее.
3.5. Учреждение реализует дополнительные общеобразовательные программы
следующих направленностей:
 технической;
 естественнонаучной;
 физкультурно-спортивной;
 художественно-эстетической;
 туристско-краеведческой;
 социально-педагогической.
3.5.1. Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие
творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на
организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает
их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и
поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные
общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и
индивидуальные особенности детей.
3.5.2. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются
дети без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено
спецификой реализуемой образовательной программы.
3.6. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные
программы осваиваются (могут осваиваться) в следующих формах обучения: очной,
очно-заочной, заочной.
8

3.7. Получение образования в форме семейного образования и самообразования
(на уровнях основного, среднего общего образования) осуществляется с правом
последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в
Учреждении. Порядок организации освоения образовательных программ в форме
семейного образования и самообразования регламентируется локальным актом
Учреждения. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм
обучения. Перевод учащегося на получение образования в иной форме осуществляется
в установленном порядке с согласия родителей (законных представителей).
3.8.
Формы получения образования и формы обучения по основной
образовательной программе по каждому уровню образования определяются
соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются
Учреждением самостоятельно.
3.9. Образовательные программы реализуются Учреждением как самостоятельно,
так и посредством сетевых форм их реализации.
3.10. Учреждение вправе применять электронное обучение, дистанционные
образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке,
установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
3.11. Учреждение обеспечивает занятия на дому с учащимися по
индивидуальному учебному плану в соответствии с заключением медицинской
организации о состоянии здоровья и в письменной форме обращением родителей
(законных представителей). Порядок организации освоения образовательных программ
на дому регламентируется локальным актом Учреждения, разработанным на основании
соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации.
3.12. В Учреждении при реализации образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия
осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.
3.12.1. Размер и порядок оплаты родителями (законными представителями)
обучающихся за присмотр и уход за ребенком устанавливается Учредителем.
3.12.2. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми,
оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной
интоксикацией родительская плата не взимается.
3.13. Пределы наполняемости классов, групп продленного дня устанавливается в
соответствии с нормативами действующих СанПиН. При наличии необходимых условий
и средств возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью при
проведении занятий по отдельным учебным предметам.
3.14. Организация образовательного процесса в Учреждении осуществляется в
соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий. Расписание
занятий утверждается приказом Директора. Формы организации образовательного
процесса определяются Учреждением.
3.15. Учебный год начинается в Учреждении, как правило, 1 сентября и
заканчивается
в
соответствии
с
учебным
планом
соответствующей
общеобразовательной программы. Начало учебного года может переноситься при
9

реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более
чем на один месяц, в заочной форме обучения – не более чем на три месяца.
3.15.1. В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся
предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются
Учреждением самостоятельно в соответствии с учебным планом. Продолжительность
каникул определяется требованиями СанПиН.
3.15.2. Для обучающихся первых классов в течение года устанавливаются
дополнительные недельные каникулы.
3.16. Режим работы Учреждения и режим занятий учащихся устанавливается
соответствующими локальными актами Учреждения (Правила внутреннего распорядка
работников Учреждения и Правила внутреннего распорядка учащихся). Обучение в
Учреждении осуществляется с соблюдением санитарно-эпидемиологических
требований.
3.17. Пятидневная или шестидневная учебная неделя в Учреждении
устанавливается с учетом максимально допустимой недельной нагрузки на одного
учащегося.
Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна
превышать 45 минут, за исключением 1 класса и классов компенсирующего обучения
(далее – ККО). Обучение в 1 классе и в ККО осуществляется с соблюдением
дополнительных требований, установленных СанПиН.
3.18. Освоение общеобразовательной программы, в т. ч. отдельной части или
всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (предметного модуля)
общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и
промежуточной аттестацией учащихся. Формы, периодичность и порядок проведения
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся определяются
Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся
Учреждения.
3.19. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего
общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией
учащихся. Государственная итоговая аттестация осуществляется в формах и порядке,
установленными нормативными правовыми актами федерального уровня.
3.20. Приём учащихся в Учреждение осуществляется с целью получения
образования по образовательным программам Учреждения, а также для прохождения
промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации лиц, получающих
образование вне образовательных организаций.
3.21. Правила приема граждан в Учреждение устанавливаются соответствующим
локальным актом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.22. Отчисление из Учреждения осуществляется в порядке, предусмотренном
Правилами внутреннего распорядка обучающихся Учреждения и оформляется приказом
директора Учреждения.
3.23. Учреждение выдаёт лицам, успешно прошедшим государственную
итоговую аттестацию, аттестаты об основном общем образовании и аттестаты о среднем
общем образовании (далее - аттестаты). Право общеобразовательной организации на
выдачу в установленном порядке аттестатов по аккредитованным образовательным
10

программам основного общего и среднего общего образования подтверждается
свидетельством о государственной аккредитации.
3.24. Заполненные бланки аттестатов и приложений к ним скрепляются печатью
общеобразовательной организации с ее полным наименованием.
4. КОМПЕТЕНЦИЯ, ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИНЫХ РАБОТНИКОВ
УЧРЕЖДЕНИЯ
4.1 Участниками образовательных отношений в Учреждении являются
воспитанники, учащиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних
учащихся и воспитанников, педагогические работники.
4.2 Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе уважения человеческого
достоинства учащихся, педагогических работников. Применение физического и (или)
психического насилия по отношению к учащимся, воспитанникам, не допускается.
4.3 Учащиеся имеют право на:
4.3.1. выбор формы получения образования и формы обучения после получения
основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;
4.3.2. предоставление условий для обучения с учетом особенностей их
психофизического развития и состояния здоровья;
4.3.3. обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное
обучение в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке,
установленном локальными правовыми актами;
4.3.4. выбор факультативных и элективных курсов, учебных предметов,
дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого Учреждением;
4.3.5. зачет Учреждением в установленном ею порядке результатов освоения
учащимися предметов, курсов, дисциплин (модулей) в других образовательных
организациях;
4.3.6. уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и
психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
4.3.7. каникулы в соответствии с календарным учебным графиком;
4.3.8. перевод в другую образовательную организацию, реализующую
образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренным
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования;
4.3.9. свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов
и убеждений в уважительной форме по отношению к другим обучающимся;
4.3.10. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с
Уставом Учреждения, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со
свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими
документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной
деятельности в Учреждении;
4.3.11. обжалование актов Учреждения в установленном законодательством
Российской Федерации порядке;
11

4.3.12. бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами
Учреждения, ее учебной базой;
4.3.13. развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в
конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных
мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях и других
массовых мероприятиях;
4.3.14. поощрение за успехи в учебной, спортивной, физкультурной,
общественной, научной, научно-технической, творческой, в экспериментальной и
инновационной деятельности;
4.3.15. участие в управлении Учреждением в соответствии с разделом 5 Устава
Учреждения;
4.3.16. иные права, предусмотренные действующим законодательством
Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации,
локальными нормативными актами.
4.4 Учащиеся обязаны:
4.4.1. добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять
индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным
планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять
самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими
работниками в рамках образовательной программы;
4.4.2. выполнять требования Устава Учреждения, правил внутреннего распорядка
и иных локальных нормативных правовых актов по вопросам организации и
осуществления образовательной деятельности;
4.4.3. заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к
нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
уважать честь и достоинство других учащихся и работников Учреждения, не
создавать препятствий для получения образования другими учащимися;
4.4.4. бережно относиться к имуществу Учреждения.
4.5. Привлечение учащихся без их согласия и согласия родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся к труду, не предусмотренному
образовательной программой, запрещается.
4.6. Родители (законные представители) обучающихся имеют право:
4.6.1. выбирать до завершения получения ребенком основного общего
образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии, формы получения образования и формы обучения,
организации, осуществляющие образовательную деятельность, факультативные и
элективные курсы, учебные предметы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого
Учреждением;
4.6.2. знакомиться с Уставом, со свидетельством о государственной регистрации,
с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о
государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами,
регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в
Учреждении;

12

4.6.3. знакомиться с содержанием образования, используемыми методами
обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками
успеваемости своих детей;
4.6.4. защищать права и законные интересы обучающихся;
4.6.5. получать информацию о всех видах планируемых обследований
(психологических, психолого-педагогических) учащихся, давать согласие на проведение
таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или
участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований
учащихся;
4.6.6. присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической
комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по
результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых
условий для организации обучения и воспитания детей;
4.6.7. принимать участие в управлении Учреждением в соответствии с разделом 5
Устава Учреждения.
4.7. Родители (законные представители) учащихся обязаны:
4.7.1. обеспечить получение детьми общего образования;
4.7.2. соблюдать правила внутреннего распорядка Учреждения, требования
локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий учащихся,
порядок регламентации образовательных отношений между Учреждением и учащимися
и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения и
прекращения этих отношений;
4.7.3. уважать честь и достоинство других учащихся и работников Учреждения.
4.7.4. За неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных
действующим законодательством Российской Федерации, родители (законные
представители) несут ответственность, предусмотренную законодательством
Российской Федерации.
4.8. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся, не
предусмотренные настоящим Уставом, могут закрепляться в заключенном между ними
и Учреждением договоре.
4.9. Педагогические работники Учреждения пользуются следующими
академическими правами и свободами:
4.9.1. свобода преподавания, свободное выражение своего мнения в уважительной
форме по отношению к другим участникам образовательных отношений, свобода от
вмешательства в профессиональную деятельность;
4.9.2. свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм,
средств и методов обучения и воспитания;
4.9.3. право на творческую инициативу, разработку и применение авторских
программ и методов обучения, и воспитания в пределах реализуемой образовательной
программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4.9.4. право на выбор учебников, учебных пособий, материалов, иных средств
обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке,
установленном законодательством об образовании;
4.9.5. право на участие в разработке образовательных программ, в том числе
учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных программ, курсов,
13

дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных
программ;
4.9.6. право на бесплатное пользование библиотеками и информационными
ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами
Учреждения, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным
и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения
образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления
педагогической деятельности в Учреждении;
4.9.7. право на бесплатное пользование образовательными, методическими
услугами Учреждения в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации или локальными нормативными актами;
4.9.8. право на участие в управлении Учреждением, в том числе в коллегиальных
органах управления в порядке, установленном Уставом Учреждения;
4.9.9. право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности
Учреждения, в том числе через органы управления и общественные организации;
4.9.10. право на объединение в общественные профессиональные организации в
формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
4.9.11. право на обращение в комиссию по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений;
4.9.12. право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое
расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
4.10. Педагогические работники Учреждения имеют следующие трудовые права и
социальные гарантии:
4.10.1. право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
4.10.2. право на дополнительное профессиональное образование по профилю
педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
4.10.3. право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
4.10.4. право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через
каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
4.10.5. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
4.10.6. право на периодический бесплатный медицинский осмотр;
4.10.7. право на аттестацию на соответствующую квалификационную категорию;
4.10.8. право на социальные льготы и гарантии, установленные законодательством
Российской Федерации, а также дополнительные льготы, установленные Учредителем;
4.10.9. иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные
федеральными законами и законодательными актами Карачаево-черкесской Республики.
4.11. Педагогический работник Учреждения обязан:
4.11.1. осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне,
обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
4.11.2. соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать
требованиям профессиональной этики;
4.11.3. уважать честь и достоинство учащихся и других участников
образовательных отношений;
14

4.11.4. развивать у учащихся познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность
к труду и жизни в условиях современного мира, формировать культуру здорового и
безопасного образа жизни;
4.11.5. применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое
качество образования формы, методы обучения и воспитания;
4.11.6. учитывать особенности психофизического развития учащихся и состояние
их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования
лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при
необходимости с медицинскими организациями;
4.11.7. систематически повышать свой профессиональный уровень;
4.11.8. проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке,
установленном законодательством об образовании;
4.11.9. проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные
при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также
внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
4.11.10. проходить в установленном законодательством Российской Федерации
порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
4.11.11. соблюдать Устав и Правила внутреннего трудового распорядка
Учреждения.
4.11.12. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях,
которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее
исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных п.4.11
Устава Учреждения, учитывается при прохождении аттестации.
4.12. Заработная плата педагогическому работнику устанавливается трудовым
договором в соответствии с действующим Положением об оплате труда работников
Учреждения, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и нормативными правовыми актами Карачаево-черкесской
Республики, муниципальными правовыми актами.
4.13. В целях урегулирования разногласий между участниками образовательных
отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях
возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения
локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к учащимся
дисциплинарного взыскания, в Учреждении создается комиссия по урегулированию
споров между участниками образовательных отношений. Комиссия по урегулированию
споров между участниками образовательных отношений создается из равного числа
представителей
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся, работников Учреждения. Решение комиссии по урегулированию споров
между участниками образовательных отношений является обязательным для всех
участников образовательных отношений в Учреждении и подлежит исполнению в сроки,
предусмотренные указанным решением. Председатель комиссии имеет право
решающего голоса при равном количестве голосов при голосовании.
15

4.14. Для работника Учреждения работодателем является данное Учреждение.
Трудовые отношения работника и Учреждения регулируются трудовым договором,
условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
4.15. Прекращение трудового договора с педагогическим работником
производится по основаниям, предусмотренным законодательством Российской
Федерации.
4.16. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников
Учреждения определяются коллективным договором, правилами внутреннего трудового
распорядка, иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения,
трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с
требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому урегулированию в сфере
образования.
4.17. Порядок и условия предоставления педагогическим работникам длительного
отпуска сроком до одного года определяются федеральным органом, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
урегулированию в сфере образования.
4.18. В Учреждении наряду с должностями педагогических работников
предусматриваются
должности
административно-хозяйственных,
учебновспомогательных и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
4.19. Права, обязанности и ответственность работников Учреждения, указанных в
пункте 4.18 настоящего Устава Учреждения устанавливаются законодательством
Российской Федерации, настоящим Уставом, правилами внутреннего трудового
распорядка, локальными нормативными актами, должностными инструкциями и
трудовыми договорами.
4.20. Заместители директора Учреждения имеют право на ежегодный удлиненный
оплачиваемый отпуск и досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
5. СТРУКТУРА И КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
УЧРЕЖДЕНИЕМ, ПОРЯДОК ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И СРОКИ
ПОЛНОМОЧИЙ.
5.1. Управление Учреждением осуществляется на основе сочетания принципов
единоначалия и коллегиальности.
Органами управления Учреждением являются:
- Директор школы;
- Педагогический совет школы;
- Совет школы;
- Общее собрание работников школы.
5.2. Единоличным исполнительным органом управления Учреждения является
директор, который осуществляет текущее руководство ее деятельностью. Директор
Учреждения назначается и освобождается от занимаемой должности Учредителем в
соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации на основании
трудового договора. Права и обязанности руководителя, а также основания для
16

прекращения трудовых отношений с ним регламентируются трудовым договором
(контрактом).
5.2.1. Директор действует от имени Учреждения без доверенности, представляет
ее интересы на территории Российской Федерации и за ее пределами. Директор
действует по принципу единоначалия и несет ответственность за последствия своих
действий
в
соответствии
с
законодательством
Российской
Федерации,
законодательством Карачаево-Черкесской Республики, нормативными правовыми
актами Абазинского муниципального района, настоящим Уставом и заключенным с ним
трудовым договором.
5.2.2. К компетенции директора относятся:
5.2.2.1. утверждение правил внутреннего трудового распорядка (с учетом мнения
представительного органа работников);
5.2.2.2. разработка и утверждение штатного расписания в пределах утвержденных
лимитов бюджетных обязательств;
5.2.2.3. организация разработки и утверждение: образовательных программ
Учреждения, учебного плана, учебного календарного графика, графика
внутришкольного контроля графиков работы сотрудников Учреждения, инструкций;
5.2.2.4. организация работы по исполнению законодательных актов и
нормативных документов;
5.2.2.5 организация разработки, принятия уполномоченными органами
управления Учреждением с последующим утверждением директором локальных
нормативных актов;
5.2.2.6. предоставление Учредителю и общественности ежегодного отчета о
поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о
результатах самообследования;
5.2.2.7. организация разработки по согласованию с Учредителем Программы
развития Учреждения;
5.2.2.8. материально-техническое обеспечение образовательной деятельности,
оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и
требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами;
5.2.2.9. прием на работу и увольнение работников, заключение и расторжение с
ними трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, учебной
нагрузки, утверждение графиков их работы, создание условий и организация
дополнительного профессионального образования работников;
5.2.2.10. организация и контроль работы административно-управленческого
аппарата;
5.2.2.11. прием в Учреждение и формирование контингента обучающихся;
5.2.2.12. изменение образовательных отношений с обучающимися;
5.2.2.13. прекращение образовательных отношений с обучающимися;
5.2.2.14. организация текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации учащихся, установления их форм, периодичности и порядка проведения;
5.2.2.15. организация индивидуального учета результатов освоения учащимися
образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах
на бумажных и (или) электронных носителях;
17

5.2.2.16. обеспечение безусловного выполнения федеральных государственных
образовательных стандартов;
5.2.2.17.
организация
проведения
самообследования,
обеспечение
функционирования внутренней системы оценки качества образования;
5.2.2.18. создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья,
организации питания обучающихся и работников;
5.2.2.19. обеспечение безопасных условий и охраны труда;
5.2.2.20. создание условий для занятия учащимися физической культурой и
спортом;
5.2.2.21. систематическое проведение работы по военно-патриотическому
воспитанию учащихся;
5.2.2.22. организация приобретения бланков документов об образовании;
5.2.2.23 содействие деятельности общественных объединений учащихся, их
законных представителей, осуществляемой в Учреждении и не запрещенной
законодательством РФ;
5.2.2.24. обеспечение создания и ведения официального сайта Учреждения в сети
Интернет;
5.2.2.25. обеспечение реализации учащимися академических прав и мер
социальной поддержки;
5.2.2.26. обеспечение реализации педагогическими работниками академических
прав и свобод, а также трудовых прав и социальных гарантий;
5.2.2.27. организация ведения бухгалтерского учета; утверждение плана
финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, ее годовой и бухгалтерской
отчетности;
5.2.2.28. контроль работы и обеспечение эффективного взаимодействия
структурных подразделений Учреждения;
5.2.2.29. определение порядка защиты персональных данных и обеспечение его
соблюдения;
5.2.2.30. привлечение к дисциплинарной и иной ответственности обучающихся и
работников Учреждения;
5.2.2.31. применяет меры поощрения к работникам Учреждения в соответствии с
трудовым законодательством, а также в установленном порядке представляет
работников к поощрениям и награждению;
5.2.2.32. право приостановления выполнения решений коллегиальных органов
управления или наложения вето на их решения, противоречащие действующему
законодательству, настоящему уставу и иным локальным нормативным актам;
5.2.2.33. решение всех вопросов, которые не составляют исключительную
компетенцию коллегиальных органов управления Учреждением, определенную
действующим законодательством и настоящим уставом.
5.2.3. Директор имеет право передать часть своих полномочий заместителям, а
также руководителям структурных подразделений. На время отсутствия руководителя
(отпуск, болезнь) его обязанности исполняет заместитель директора по учебновоспитательной работе или по воспитательной и внеурочной работе.
5.2.4. выдача доверенности на право представительства от имени Учреждения.
18

5.2.5. Директору школы совмещение его должности с другими руководящими
должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне
Учреждения не разрешается.
5.3. В Учреждении формируются коллегиальные органы управления, к
которым относятся Общее собрание работников школы, Педагогический совет школы,
Совет школы. Ответственность членов коллегиальных органов управления
Учреждением устанавливается статьей 53.1. Гражданского кодекса Российской
Федерации.
5.4. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников по вопросам
управления Учреждением и при принятии Учреждением локальных нормативных актов,
затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических
работников в Учреждении:
5.4.1. создаются Советы обучающихся, Советы родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся (в случае возникновения подобной
инициативы в Учреждении принимаются локальные акты, определяющие полномочия
данных органов управления);
5.4.2. действуют профессиональные союзы работников Учреждения и (или) их
представительные органы.
5.5. Трудовой коллектив составляют все работники Учреждения (всех категорий и
должностей, в том числе, работающие на условиях неполного рабочего дня).
Полномочия трудового коллектива осуществляется Общим собранием работников
школы.
5.5.1. Общее собрание работников школы (далее - Собрание) является постоянно
действующим высшим органом коллегиального управления. В Собрание входят все
работники Учреждения, для которых работа в данном Учреждении является основной.
Участие в работе Собрания осуществляется его членами на общественных началах – без
оплаты. По вопросам, относящимся к ведению Собрания, каждый работник имеет право
одного голоса.
5.5.2. Целью деятельности Собрания является общее руководство Учреждением в
соответствии с учредительными, программными документами, локальными актами,
Положением об Общем собрании работников школы, утверждаемым директором
Учреждения.
5.5.3. Собрание созывается по мере надобности, но не реже одного раза в год. Для
решения необходимых вопросов могут созываться внеочередные Собрания.
Инициатором созыва Собрания может быть Учредитель, директор,
профессиональный союз или не менее одной трети работников. Собрание работает в
тесном контакте с администрацией и иными органами самоуправления Учреждения в
пределах своей компетенции.
5.5.4. Первое заседание Собрания созывается директором Учреждения, который
ведет заседание до избрания председателя Собрания.
В целях дальнейшего ведения Собрания общее собрание работников Учреждения
избирает открытым голосованием из своего состава Председателя собрания и Секретаря
собрания. Председатель и секретарь Собрания избираются сроком на один учебный год.
19

Ведение Собрания осуществляет Председатель Собрания. Протокол общего
собрания ведёт избранный из числа участников Секретарь.
5.5.5. Заседание Собрания правомочно, если на нем присутствует более половины
работников Учреждения. Директор вправе привлекать к участию в Собрании любых
юридических и (или) физических лиц. Лица, приглашенные на Собрание, пользуются
правом совещательного голоса, могут вносить предложения и заявления, участвовать в
обсуждении вопросов, находящихся в их компетенции.
5.5.6. Решения Собрания принимаются открытым голосованием простым
большинством голосов, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов
решающим является голос директора. В случае если директор не согласен с решением
Собрания, он выносит вопрос на рассмотрение Учредителя.
5.5.7. Решение Собрания по вопросам его исключительной компетенции
принимается 2/3 голосов его членов, присутствующих на заседании.
5.5.8. Решения Собрания, принятые в пределах его полномочий, являются
обязательными для всех участников образовательных отношений.
5.5.9. Протоколы Собрания в соответствии с инструкцией по делопроизводству в
Учреждении хранятся в составе отдельного дела в канцелярии Учреждения.
5.5.10. К компетенции Собрания относятся:
5.5.10.1. рассмотрение проекта новой редакции устава Учреждения, проектов его
изменений и дополнений;
4.5.10.2. определение приоритетных направлений деятельности Учреждения,
принципов формирования и использования ее имущества;
5.5.10.3. утверждение финансового плана Учреждения и внесение в него
изменений, годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
5.5.10.4. рассмотрение и принятие: Правил внутреннего трудового распорядка
Учреждения, Положения о системе оплаты труда работников, решения о заключении
Коллективного договора, Коллективный договор;
5.5.10.5. принятие решения об участии в других организациях;
5.5.10.6. утверждение отчета директора о результатах самообследования;
заслушивание ежегодного отчета Совета школы о проделанной работе;
5.5.10.7. утверждение Программы развития Учреждения;
5.5.10.8. ходатайство о награждении работников Учреждения ведомственными
наградами;
5.5.10.9. контроль за выполнением принятых решений.
5.5.10.10 Вопрос, предусмотренный пунктом 4.5.10.2. относится к
исключительной компетенции Собрания.
5.5.11. Собрание не вправе выступать от имени Учреждения.
5.6.12. Совет школы – коллегиальный орган, наделенный полномочиями по
осуществлению управленческих функций в соответствии с настоящим Уставом.
Совет школы (далее – Совет) работает на общественных началах.
5.6.12.1. Выборы в Совет объявляются приказом директора Учреждения. Выборы
проводятся путем открытого голосования. Совет формируется в соответствии с
Положением о Совете школы, утверждаемом директором Учреждения.
Совет состоит из избираемых членов, представляющих интересы родителей
(законных представителей) обучающихся всех уровней общего образования, работников
20

Учреждения, обучающихся уровня среднего общего образования.
5.6.12.2. Состав Совета утверждается сроком на три года приказом Директора
Учреждения. Одни и те же лица не могут входить в состав Совета более двух сроков
подряд.
5.6.12.3. Состав Совета формируется следующим образом:
 по два представителя родителей (законных представителей) обучающихся
каждого уровня образования;
 два представителя обучающихся от уровня среднего общего образования;
 пять представителей трудового коллектива, включая педагогический,
административно-управленческий, учебно-вспомогательный персонал и
представителя выборного профсоюзного органа.
5.6.12.4. Директор Учреждения входит в состав Совета школы по должности как
представитель администрации, но не может быть избран его председателем.
5.6.12.5. Организацию выборов в Совет школы обеспечивает администрация
Учреждения во главе с Директором. Участие в выборах является свободным и
добровольным.
Члены Совета школы избираются простым большинством голосов соответственно
на общешкольном родительском собрании, Совете учащихся, Общем собрании
работников Учреждения. Выборы считаются состоявшимися независимо от числа
принявших участие в голосовании, при условии надлежащего извещения о дате и
времени выборов всех лиц, имеющих право голоса не позднее, чем за две недели до
голосования.
5.6.12.6. Директор Учреждения в трехдневный срок после получения протоколов
собраний формирует список избранных членов Совета школы, издает приказ, которым
объявляет этот список, назначает дату первого заседания Совета, о чем извещает
избранных членов Совета. На первом заседании Совета избирается его председатель из
числа представителей родителей (законных представителей) обучающихся, заместитель
председателя Совета и секретарь Совета (ведущий протоколы заседаний Совета) из
числа работников Учреждения.
5.6.12.7. Член Совета школы выводится из его состава по решению Совета в
следующих случаях:
 по его желанию, выраженному в письменной форме;
 прекращения трудовых отношений работника, являющегося членом Совета, с
Учреждением;
 из числа родителей (законных представителей) – в связи с прекращением
образовательных отношений между Учреждением и их ребенком;
 из числа обучающихся – в связи с прекращением образовательных отношений
с Учреждением;
 если член Совета не принимает участия в работе Совета (не посещает два и
более заседания Совета подряд без уважительных причин);
 совершения противоправных или аморальных действий, несовместимых с
членством в Совете школы.
Проведение дополнительных выборов в Совет школы, в связи с выводом из его
состава члена Совета, организует Директор школы в срок до следующего после вывода
из состава Совета его члена заседания Совета.
21

5.6.12.8. График заседаний Совета школы утверждается Советом. Заседания
Совета созываются Председателем Совета, а в его отсутствие – заместителем
председателя. Правом созыва заседания Совета обладает также Директор Учреждения.
5.6.12.9. Решения Совета школы правомочны, если на заседании его присутствуют
более половины его членов (50% + 1). Решения Совета принимаются простым
(абсолютным) большинством голосов присутствующих членов Совета. При равенстве
голосов голос председателя Совета является решающим.
Решения Совета, принятые в рамках его компетенции, являются обязательными
для Директора Учреждения, работников, учащихся и их родителей (законных
представителей).
5.6.12.10.
К полномочиям Совета школы относятся:
- утверждение стратегических целей, направлений развития и приоритетов
Учреждения;
- утверждение программы развития Учреждения;
- утверждение ежегодного Публичного доклада Учреждения;
- утверждение локальных актов:
• о порядке и критериях распределения стимулирующей части фонда оплаты
труда работников Учреждения;
• регламентирующих организацию деятельности Совета школы;
- согласование режимов работы Учреждение;
- согласование Образовательной программы Учреждения;
- согласование Положения о порядке текущего контроля и промежуточной
аттестации обучающихся;
- согласование локального акта о порядке оказания платных образовательных
услуг,
их стоимости, образца договора об оказании платных образовательных услуг;
- согласование Положения о порядке оплаты труда работников Учреждения;
- согласование Правил внутреннего распорядка работников Учреждения, Правил
внутреннего распорядка учащихся и иных локальных нормативных актов в
соответствии с установленной компетенцией;
- принятие решения о единой форме одежды учащихся;
- определение направления расходования внебюджетных средств и содействие их
привлечению для обеспечения деятельности и развития Учреждения;
- внесение предложений по составлению плана финансово-хозяйственной
деятельности Учреждения;
- представление интересов Учреждения в рамках своих полномочий в
государственных,
муниципальных, общественных и иных организациях;
- заслушивание отчета Директора школы и отдельных работников;
- осуществление контроля за соблюдением условий обучения, воспитания и труда
в Учреждении;
- давать рекомендации Директору Учреждения по вопросам заключения
коллективного договора.
5.6.12.11. Совет школы вправе действовать от имени Учреждения в ее интересах
добросовестно и разумно, осуществлять взаимоотношения с органами власти,
22

организациями и общественными объединениями исключительно в пределах
полномочий, определенных настоящим Уставом, без права заключения договоров
(соглашений), влекущих материальные обязательства Учреждения.
Совет школы вправе действовать от имени Учреждения на основе доверенности,
подписанной директором школы, в объеме прав, предусмотренной доверенностью, в том
числе по вопросам:
 плана развития Учреждения;
 введения единой формы одежды учащихся;
 определения направления расходования внебюджетных средств и
содействие их привлечению для обеспечения деятельности и развития
Учреждения.
По остальным вопросам, отнесенным к компетенции Совета пунктом 4.6.12.10.
Устава, Совет школы не выступает от имени Учреждения.
5.6.12.12. Ответственность, отношения с органами управления образовательной
организацией, ее общественными организациями, участниками образовательных
отношений, прекращения деятельности действующего состава и формирования нового
состава Совета школы определены в Положении о Совете школы.
5.6.12.13. Решения Совета оформляются протоколами и включаются в
номенклатуру дел Учреждения.
5.7. Для общего руководства образовательным процессом, решения задач развития
и совершенствования образовательной деятельности, повышения педагогического
мастерства и творческого роста учителей и учащихся Учреждения создается постоянно
действующий коллегиальный орган управления - Педагогический совет. В его состав
входят все педагогические работники, а также иные работники Учреждения, чья
деятельность связана с содержанием и организацией образовательного процесса.
К своей деятельности педагогический совет может привлекать любых
юридических и физических лиц. Лица, приглашенные на заседание Педагогического
совета, пользуются правом совещательного голоса, могут вносить предложения и
заявления, участвовать в обсуждении вопросов, находящихся в их компетенции.
5.7.1. Председателем педагогического совета является директор (лицо,
исполняющее его обязанности), который обязан приостановить выполнение решений
совета или наложить вето на решения, противоречащие действующему
законодательству, нормативным документам, настоящему уставу и иным локальным
нормативным актам. Секретарь Педагогического совета назначается приказом директора
школы сроком на один год.
5.7.2. Порядок деятельности Педагогического совета определяется Положением о
педагогическом совете.
Организационной формой работы Педагогического совета являются заседания,
которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в модуль (четверть).
Заседания Педагогического совета созываются председателем, а в его отсутствие –
заместителем председателя. Внеочередное заседание Педагогического совета
проводится по требованию: Председателя Педагогического совета; по инициативе
Учредителя; по предложению не менее 1/3 членов Педагогического совета.
5.7.3. Решение Педагогического совета является правомочным, если на его
заседании присутствуют более половины его членов. Решения на заседаниях
23

Педагогического совета принимаются простым большинством голосов его членов,
присутствующих на заседании. В случае равенства голосов решающим является голос
Председателя Педагогического совета Учреждения.
В случае если директор не согласен с решением Педагогического совета, он
выносит вопрос на рассмотрение Учредителя.
5.7.4. Решения Педагогического совета, принятые в пределах его полномочий и
введенные в действие приказом директора, являются обязательными для всех
участников образовательных отношений.
5.7.5. К компетенции Педагогического совета относятся:
5.7.5.1. принятие решения о допуске обучающихся к государственной итоговой
аттестации;
5.7.5.2. мониторинг образовательной системы Учреждения и проведение
соответствующих решений;
5.7.5.3. принятие отчета о самообследовании по итогам года;
5.7.5.4. определение списка учебников в соответствии с утвержденным
федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, а также учебных пособий,
допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ;
5.7.5.5. формирование требований к библиотечному фонду по всем входящим в
реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам,
дисциплинам (учебным модулям);
5.7.5.6. установление требований к одежде обучающихся совместно с советом
родителей и советом учащихся;
5.7.5.7. организация научно-методической работы, в том числе организация и
проведение научных и методических конференций, семинаров;
5.7.5.8. избрание в члены Совета школы представителей от педагогического
коллектива;
5.7.5.9. контроль за реализацией своих решений.
5.7.6. Протоколы заседаний подписываются председателем Педагогического
совета и его секретарем, хранятся у директора Учреждения.
5.7.7. Председатель Педагогического совета объявляет о дате проведения
заседания Педагогического совета не позднее чем за 10 (десять) рабочих дней до его
созыва.
5.7.8. Вопросы для обсуждения на Педагогическом совете вносятся членами
Педагогического совета. С учетом внесенных предложений формируется повестка дня
Педагогического совета.
5.7.9. Педагогический совет не вправе выступать от имени Учреждения.
5.7.10. Порядок организации деятельности Педагогического совета в части, не
урегулированной настоящим Уставом, определяется Положением о Педагогическом
совете школы, утверждаемым ее директором.
5.8. Отношения между Учреждением и Учредителем регулируются на основе
договора.
5.8.1. К компетенции Учредителя относится:
 решение вопросов, касающихся создания, реорганизации и ликвидации Учреждения;
24














изменения ее типа;
утверждения устава;
установление государственного (муниципального) задания;
определение объема финансирования;
назначение, заключение и прекращение трудового договора с директором
Учреждения в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
решение вопросов, связанных с распоряжением имуществом и совершением сделок;
утверждение порядка составления и самих отчетов о результатах самообследования,
финансово-хозяйственной деятельности Учреждения и об использовании
закрепленного за ним имущества;
рассмотрение предложений директора Учреждения о создании или ликвидации ее
филиалов;
установление размера и порядка оплаты родителями (законными представителями)
обучающихся за уход и присмотр за ребенком в группах продленного дня;
инициировать созыв Общего Собрания работников Учреждения;
устанавливать порядок определения видов особо ценного движимого имущества
Учреждения;
согласовывает Программу развития Учреждения.

6. ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧРЕЖДЕНИЯ
6.1. Организация образовательного процесса в Учреждении осуществляется в
соответствии с локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом уровней и
основных общеобразовательных программ, особенностей образовательных программ
дополнительного образования, а также в соответствии с законодательством и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, Карачаево-Черкесской
Республики, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления
Абазинского муниципального района.
6.2. Учреждение принимает локальные нормативные акты по основным
вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в т. ч.
регламентирующие:
- язык, языки образования в Учреждении, по реализуемым ею образовательным
программам;
- положения о структурных подразделениях Учреждения, утвержденные в
порядке, установленном уставом образовательной организации;
- порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе
ускоренного обучения;
- порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами
культуры и объектами спорта Учреждения;
- порядок зачета Учреждением результатов освоения обучающимися учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных
программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- дополнительные академические права и меры социальной поддержки,
предоставляемые обучающимся;
- порядок посещения обучающимися по их выбору мероприятий, не
25

предусмотренных учебным планом;
- порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений и исполнения
принятых решений;
- порядок доступа педагогических работников к информационнотелекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам,
музейным фондам, материально-техническим средствам;
- порядок реализации права педагогов на бесплатное пользование
образовательными, методическими и научными услугами образовательной организацииработодателя;
- нормы профессиональной этики педагогических работников организации,
осуществляющей образовательную деятельность;
- соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы
педагогических работников в пределах рабочей недели или учебного года;
- режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников;
- права, обязанности и ответственность иных работников Учреждения;
Правовой статус (права, обязанности и ответственность) вспомогательного
(инженерно-технического,
административно-хозяйственного,
производственного,
учебно-вспомогательного, медицинского) персонала закреплен в соответствии с ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Трудовым кодексом Российской Федерации в
Правилах внутреннего трудового распорядка, должностных инструкциях и в трудовых
договорах с работниками.
- основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг;
- условия приема на обучение по дополнительным образовательным программам,
а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими
лицами;
- порядок и условия восстановления в Учреждении, обучающегося, отчисленного
по инициативе этой организации;
- должностные инструкции сотрудников Учреждения и др.
6.3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права
учащихся и работников Учреждения, учитывается мнение Совета учащихся, Совета
родителей, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым
законодательством, представительных органов работников (при их наличии).
6.4. Разработка, изменение, принятие и утверждение локальных нормативных
актов Учреждения регулируется Положением о локальных актах МБОУ «СОШ №2
а.Псыж им.С.Х.Гонова».
6.5. Локальные акты Учреждения не могут противоречить ее уставу и
действующему законодательству.
7. ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧРЕЖДЕНИЯ
7.1.
Финансовое
обеспечение
выполнения
муниципального
задания
осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо
ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением Учредителем или
приобретенных Учреждением за счет средств, выделяемых её Учредителем на
26

приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта
налогообложения, по которым является соответствующее имущество, в т. ч. земельные
участки.
7.2.
Источниками формирования финансовых средств Учреждения являются:
7.2.1. средства бюджета Абазинского муниципального района в виде субсидии на
выполнение муниципального задания, и иные цели;
7.2.2. средства, поступающие от приносящей доход деятельности;
7.2.3.
другие источники в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
7.3.
Учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность,
предусмотренную Уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей,
ради которых она создана.
7.4.
Привлечение Учреждением дополнительных средств не влечет за собой
снижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансового обеспечения его
деятельности за счет средств Учредителя.
7.5.
Учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную
деятельность. Финансовые и материальные средства, закрепленные за Учреждением
Учредителем, используются ею в соответствии с Уставом и изъятию не подлежат, если
иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
7.6.
Имущество Учреждения закрепляется за ней на праве оперативного
управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (часть
первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ.
Земельный участок, необходимый для выполнения Учреждением своих
уставных задач, принадлежит её на праве постоянного (бессрочного) пользования.
7.7.
Учреждение не вправе размещать денежные средства на депозитах в
кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не
предусмотрено федеральными законами.
7.8.
Учреждение отвечает по своим обязательствам всем имуществом,
находящимся у неё на праве оперативного управления, за исключением недвижимого
имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ней Учредителем
или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ей Учредителем на
приобретение этого имущества.
7.9.
Учреждение без согласия Собственника не вправе распоряжаться особо
ценным движимым имуществом, закрепленным за ней Собственником или
приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ей Собственником на
приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным
находящимся на праве оперативного управления имуществом Учреждение вправе
распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено Федеральным законом от
12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
7.10. Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без
которого осуществление Учреждением своей уставной деятельности будет существенно
затруднено. Виды особо ценного движимого имущества определяются в порядке,
установленном Учредителем. Решение Учредителя об отнесении имущества к категории
особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения
о закреплении указанного имущества за Учреждением или о выделении средств на его
27

приобретение.
7.11. В случае сдачи в аренду с согласия Учредителя недвижимого имущества и
особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением Учредителем или
приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ей Учредителем на
приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого
имущества Учредителем не осуществляется.
7.12. Учреждение в отношении денежных средств и имущества, закрепленного
за ней на праве оперативного управления, обязана согласовывать в случаях и в порядке,
установленном федеральными законами, законами Карачаево-Черкесской Республики,
иными нормативными правовыми актами:
 совершение Учреждением крупных сделок и сделок, в совершении которых
имеется заинтересованность;
 внесение Учреждением денежных средств (если иное не установлено
условиями их предоставления) и иного имущества, за исключением особо ценного
движимого имущества, закрепленного за ней Собственником или приобретенного
Учреждением за счет средств, выделенных ей Собственником на приобретение такого
имущества, а также недвижимого имущества, в уставный (складочный) капитал
хозяйственных обществ или передачу им такого имущества иным образом в качестве их
учредителя или участника;
 передачу Учреждением некоммерческим организациям в качестве их
учредителя или участника денежных средств (если иное не установлено условиями их
предоставления) и иного имущества, за исключением особо ценного движимого
имущества, закрепленного за Учреждением Собственником или приобретенного
Учреждением за счет средств, выделенных ей Собственником на приобретение такого
имущества, а также недвижимого имущества.
7.13. Недвижимое имущество, закрепленное за Учреждением или приобретенное
Учреждением за счет средств, выделенных ей Учредителем на приобретение этого
имущества, а также находящееся у Учреждениея особо ценное движимое имущество,
подлежит обособленному учету в установленном порядке.
8. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ
8.1. Учреждение формирует открытые и общедоступные информационные ресурсы,
содержащие информацию о своей деятельности, и обеспечивает доступ к таким ресурсам
посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том
числе на официальном сайте общеобразовательной организации в сети Интернет.
8.2. Учреждение обеспечивает открытость и доступность:
8.2.1. Информации:
- о дате создания, об учредителе, о своем месте нахождения и своих филиалов (при
наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной
почты;
- о структуре и об органах управления;
- о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной
программой;
28

- о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счёт
бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счёт средств
физических и (или) юридических лиц;
- о языках образования;
- о федеральных государственных образовательных стандартах, об образовательных
стандартах (при их наличии);
- о директоре Учреждения, его заместителях, руководителях филиалов Учреждения (при
их наличии);
- о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования,
квалификации и опыта работы;
- о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о
наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических
занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях
питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных
ресурсах, к которым обеспечивается доступ);
- о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и
научно-исследовательской базе для её осуществления;
- о количестве вакантных мест для приёма (перевода) по каждой образовательной
программе;
- о наличии и об условиях предоставления обучающимся мер социальной поддержки;
об объёме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой
осуществляется за счёт бюджетных ассигнований;
- о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам
финансового года.
8.2.2. Копий:
- Устава Учреждения;
- лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
- свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
-плана финансово-хозяйственной деятельности школы, утверждённого в установленном
законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы школы;
- локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления
образовательной деятельности, в том числе регламентирующих правила приёма
обучающихся, режим занятий, формы, периодичность и порядок текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации, порядок и основания перевода, отчисления
и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления
и прекращения отношений между общеобразовательной организацией и родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, правил внутреннего
распорядка для обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного
договора отчёта о результатах самообследования;
- Положения об организации платных услуг, в том числе образца договора об оказании
платных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой
образовательной программе;
29

- предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере
образования, отчётов об исполнении таких предписаний.
8.2.3. Иной информации, которая размещается, публикуется по решению
общеобразовательной организации и (или) размещение, опубликование которой
являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8.3. Информация и документы, указанные выше, если они в соответствии с
законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим
государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на
официальном сайте общеобразовательной организации в сети Интернет и обновлению в
течение 10 рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них
соответствующих изменений.
8.4. Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в
сети Интернет и обновления информации об общеобразовательной организации, в том
числе её содержание и форма её предоставления, устанавливается Правительством
Российской Федерации.
9. РЕОРГАНИЗАЦИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ ТИПА И ЛИКВИДАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ
9.1. Учреждение может быть реорганизовано в порядке, предусмотренном
федеральными законами, по решению Учредителя.
9.2. Изменение типа Учреждения осуществляется в порядке, установленном
федеральными законами, по решению Учредителя.
9.3. В случае принятия решения о ликвидации Учреждения создается
ликвидационная комиссия. Имущество Учреждения, оставшееся после удовлетворения
требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными
законами не может быть обращено взыскание по обязательствам Учреждения,
передается ликвидационной комиссией в казну Абазинского муниципального района.
9.4. При реорганизации или ликвидации Учреждения должна быть обеспечена
сохранность имеющейся документации, научной и образовательной информации на
бумажных и электронных носителях и в банках данных.
9.5. При реорганизации Учреждения документы передаются в соответствии с
установленными правилами организации – правопреемнику. При ликвидации
Учреждения документы передаются в архив Абазинского муниципального района.
10. ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ УСТАВА
10.1. Изменения и дополнения в настоящий Устав вносятся в порядке,
установленном федеральным законодательством для бюджетных учреждений,
утверждаются Учредителем и подлежат регистрации в государственных органах
регистрации юридических лиц.
10.2. Изменения в Устав вступают в силу после их государственной регистрации
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Со дня
регистрации настоящего Устава предыдущая редакция Устава Учреждения, а также
изменения и дополнения к нему, утрачивают силу.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (878) 229-88-56

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».