План внеурочной деятельности
для 10-11 классов
2023-2024 учебный год
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы (личностных,
метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
основной общеобразовательной программы.
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной
системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной
деятельности и включает в себя:
внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной
программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности
обучающихся;
внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации
обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик;
внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса
воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса,
занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам;
внеурочную деятельность по организации деятельности ученических
сообществ (подростковых коллективов);
внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение
учебной деятельности;
внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической
поддержки обучающихся;
внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия
обучающихся в пространстве общеобразовательной организации.
Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется все
многообразие доступных объектов отечественной культуры, в том числе наследие
отечественного кинематографа.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5
лет обучения на уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год не более 350 часов.
Величина недельной образовательной нагрузки, реализуемой через
внеурочную деятельность - 5 часов в неделю. Для недопущения перегрузки
обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через
внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов.
Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках
тематических программ.
В МБОУ «СОШ №2 а.Псыж им. С. Х. Гонова» сложилась модель плана с
преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание
уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному
обеспечению учебной деятельности.
Стандартом рекомендуются такие формы организации деятельности, как
художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые
сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации,
научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военнопатриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на
добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных
отношений.
План внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год разработан в
преемственности с учебными планами предыдущих лет с учётом необходимых
изменений и дополнений.
При планировании результатов обучения акцент делается на личностных и
метапредметных результатах.
Данный
план
является
структурным
компонентом
основной
общеобразовательной программы основного общего образования и составлен на
2023-2024 учебный год для учащихся 10-11 классов, реализующих Федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования.
Личностные результаты
обучения по ФГОС СОО
Метапредметные результаты
обучения по ФГОС СОО
- готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и
строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и
своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
- готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого
и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений
нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самовоспитанию, потребность в
физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
- ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому
здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков.
- способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме,
чувство причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству,
его защите;
- уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной;
- формирование уважения к русскому языку как
государственному языку;
- воспитание уважения к культуре, языкам,
–
самостоятельно
определять
цели, задавать параметры и критерии,
по которым можно определить, что
цель достигнута;
–
оценивать
возможные
последствия
достижения
поставленной цели в деятельности,
собственной
жизни
и
жизни
окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
–
ставить
и
формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе
время и другие нематериальные
ресурсы,
необходимые
для
достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения
цели,
планировать
решение
поставленных задач, оптимизируя
материальные
и
нематериальные
затраты;
–
организовывать эффективный
поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
– сопоставлять
полученный
результат
деятельности
с
поставленной заранее целью.
искать и находить обобщенные
способы решения задач, в том числе,
осуществлять
развернутый
информационный поиск и ставить на
его основе новые (учебные и
традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
гражданская
позиция
активного
и
ответственного члена российского общества;
- признание неотчуждаемости основных прав и
свобод человека, которые принадлежат каждому
от рождения;
- мировоззрение, соответствующее современному
уровню развития науки и общественной
практики;
- интериоризация ценностей демократии и
социальной
солидарности,
готовность
к
договорному регулированию отношений в группе
или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному
участию в принятии решений, затрагивающих их
права и интересы, в том числе в различных
формах
общественной
самоорганизации,
самоуправления,
общественно
значимой
деятельности;
- приверженность идеям интернационализма,
дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание
уважительного
отношения
к
национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по
социальным,
религиозным,
расовым,
национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
- нравственное сознание и поведение на основе
усвоения общечеловеческих ценностей;
принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку
- способность к сопереживанию и формирование
позитивного отношения к людям, в том числе к
лицам с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидам;
- формирование выраженной в поведении
нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного
сознания и поведения);
- развитие компетенций сотрудничества со
сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной
и других видах деятельности.
- мировоззрение, соответствующее современному
уровню развития науки, значимости науки;
- готовность и способность к образованию, в том
познавательные) задачи;
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию с
разных позиций, распознавать и
фиксировать
противоречия
в
информационных источниках;
использовать различные модельносхематические
средства
для
представления существенных связей и
отношений, а также противоречий,
выявленных
в
информационных
источниках;
находить и приводить критические
аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим
замечаниям
в
отношении
собственного
суждения,
рассматривать
их
как
ресурс
собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета
и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого
переноса средств и способов действия;
выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию,
учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные
ограничения;
менять и удерживать разные позиции
в познавательной деятельности.
осуществлять деловую коммуникацию
как со сверстниками, так и со
взрослыми
(как
внутри
образовательной организации, так и за
ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из
соображений
результативности
взаимодействия,
а
не
личных
симпатий;
при осуществлении групповой работы
быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор
идей,
критик,
исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать
свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных)
языковых средств;
числе самообразованию, на протяжении всей
жизни;
- экологическая культура, бережное отношения к
родной земле, природным богатствам России и
мира;
- эстетическое отношения к миру, готовность к
эстетическому обустройству собственного быта.
-- ответственное отношение к созданию семьи на
основе
осознанного
принятия
ценностей
семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства
(отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
- уважение ко всем формам собственности,
готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь
и способ реализации собственных жизненных
планов;
готовность
обучающихся к
трудовой
профессиональной
деятельности
как
к
возможности участия в решении личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и
людям
труда,
трудовым
достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое
отношение
к
разным
видам
трудовой
деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая
обучение и выполнение домашних обязанностей.
- физическое, эмоционально-психологическое,
социальное благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
распознавать
конфликтогенные
ситуации и предотвращать конфликты
до их активной фазы, выстраивать
деловую
и
образовательную
коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком
планируемых результатов освоения ООП СОО за счет расширения информационной,
предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность,
повышения гибкости ее организации.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным
видам деятельности;
- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении
деятельности;
- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширение рамок общения с социумом.
Внеурочная деятельность также позволяет решить ряд важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, коллективе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся с помощью различных видов
деятельности;
- создать условия для развития интересов, талантов и способностей детей;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
- формировать систему ценностей и уклад школьной жизни.
- способствовать развитию универсальных учебных действий обучающихся.
Основные принципы организации внеурочной деятельности учащихся:
- Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей.
- Принцип преемственности.
- Принцип разнообразия направлений и форм организации внеурочной деятельности.
- Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития
образовательного учреждения.
- Принцип учета региональных разработок для организации внеурочной деятельности.
- Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и
спорта.
- Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного
года при организации внеурочной деятельности.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовнонравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде
внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного
духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие
результата).
План внеурочной деятельности направлен на реализацию целей и задач,
поставленных в образовательной программе. Время, отведенное на внеурочную
деятельность, не учитывается при определении максимально аудиторной допустимой
недельной нагрузки обучающихся.
МБОУ «СОШ № 2 а. Псыж им. С. Х. Гонова» предоставляет обучающимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, формируется с
учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и
направляется на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной
системы обучения. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут использоваться
для проведения проектной и исследовательской деятельности, реализации
образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев
и других мероприятий. Формы реализации внеурочной деятельности образовательная
организация определяет самостоятельно.
Для организации внеурочной деятельности используются возможности школьного
Центра дополнительного образования детей. Занятия по вокалу, хореографии, театральная
студия и обучение игре на гитаре позволяют реализовывать общекультурное направление
силами педагогов дополнительного образования. Тем не менее, большая часть часов
внеурочной деятельности осваивается классными руководителями и педагогамипредметниками. Таким образом, в школе реализуется оптимизационная модель
внеурочной деятельности.
Расписание внеурочной деятельности составляется таким образом, чтобы
максимально задействовать внешкольные ресурсы (выходы, выезды, экскурсии и т.д.).
Это связано с большой наполняемостью школы и отсутствием свободных помещений для
проведения занятий в учебное время (две смены). В связи с этим часть курсов внеурочной
деятельности имеет скользящий график (в течение года с неравномерным распределение
часов) или организуется погружением (в течение недели или месяца, например школьное
событие или летняя социальная практика). Часы внеурочной деятельности могут быть
реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и
нерабочие праздничные дни. Классный руководитель контролирует посещение занятий
внеурочной деятельности учениками своего класса и отмечает степень освоения ими на
конец учебного года (курса) программ курсов по выбору.
Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих
программ внеурочной деятельности. Участие во внеурочной деятельности является для
обучающихся обязательным.
Внеурочная деятельность в 10-11 классах включает инвариантную и вариативную
части. В инвариантную часть входят:
1) Курс «Разговор о важном» (1 час в неделю)
2) Курс «Россия – мои горизонты» (профминимум, 1 час в неделю)
3) Деятельность ШУСС и других ученических сообществ.
План внеурочной деятельности (недельный)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
"Средняя общеобразовательная школа №2 а.Псыж им.С.Х.Гонова"
Учебные курсы
Разговоры о важном
Функциональная грамотность
Профориентационный минимум "Россия-мои
горизонты"
Хочу знать химию
Любители театра
Умники и умницы
ИТОГО недельная нагрузка
Количество часов в неделю
10
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
5